Пресс-служба
Телефон:+7 (495) 564-87-14
E-mail:pr@trasko.ru

CMR-накладная. Что это и зачем нужно?

Автодорожная накладная CMR (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом) — транспортный документ, который, по сути, подтверждает наличие договора об автодорожной перевозке грузов. Но так ли все просто? Пояснить суть документа и возможные особенности оформления мы попросили начальника транспортного отдела "ТРАСКО" Александра Пятибрата.   

"СMR — это международная товарно-транспортная накладная, законная формальность, которая всегда должна сопровождать груз", —  ответят почти все участники ВЭД и перевозчики. И будут правы, но не до конца. Мы все привыкли к этим простым бланкам, в них нет ничего лишнего и есть все необходимое: что везем, откуда, куда, кто везет, на чем и т. д. И к этому безусловно важному документу, бывает, незаслуженно относятся с пренебрежением. Его заполняют от руки, не слишком понятно, иногда не придавая значения ошибкам и последующей сохранности документа, проще говоря, мнут, рвут, теряют и относятся в целом просто как к источнику информации о перевозке и не более того. А на самом деле все не так просто.

Когда-то давно, в 1956 году, в Женеве была принята некая Конвенция КДПГ - Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. Цель была простая: навести порядок в автомобильных перевозках, а именно унифицировать юридические отношения между тремя основными участниками перевозок — отправителями, получателями и перевозчиками. В тексте конвенции были прописаны все основные моменты: что обязан делать каждый участник, кто за что и как отвечает и пр. И знакомая нам "CMR-ка" как раз и была принята как документ, подтверждающий наличие договора о перевозке груза. Нет, не наличие договора, который составляют и проверяют юристы в каждой компании, а общего документа, регулирующего отношения участников перевозок.

Проще говоря, в случае перевозки по CMR-накладной к разрешению всех споров будет в первую очередь применяться текст Конвенции КДПГ, и будет не так важно, что написано в заявке на перевозку, какая была переписка между сторонами и т. п. Сама форма бланка конвенцией не определена, установлено только содержание — в накладной должна быть информация об отправителе, получателе, перевозчике, местах загрузки/выгрузки, описание груза и т. д.

Занимаясь внешнеэкономической деятельностью и международными перевозками, нужно помнить, что конвенция конвенцией, а жизнь, как всегда, сложна и многообразна.

"Сюрпризы" могут появиться, начиная с самой первой графы CMR - здесь указывается отправитель груза. Перевозчики из других стран в целях экономии "трехсторонних" разрешений

(для справки: например, польская компания при обмене разрешениями между странами всегда получит мало «трехсторонних» разрешений, по которым можно везти грузы, например, из Германии в Россию, и много «двусторонних» для перевозок из Польши в РФ)

после загрузки и заполнения CMR у реального отправителя груза в своей стране печатают новую CMR, где первая графа заполняется в стиле "SP Zoo MEGA-Trans по поручению Berlin GmbH", то есть реальный отправитель меняется на какую-нибудь местную фирму, которая якобы по какому-то поручению немецкой фирмы, на самом деле отправившей груз, якобы отгрузила со своего склада в своей восточноевропейской стране товар перевозчику.

Помимо возможных проблем с расчетом таможенной стоимости груза такие махинации могут привести и к более серьезным бедам. Посудите сами, по накладной получается, что товар перегружался в одной стране, хотя на самом деле этого не было. Поручения тоже никакого, по сути, нет. Если в такой перевозке что-то случится с каким-нибудь дорогим грузом, последствия могут быть самые неожиданные, вплоть до полной его утраты.

Еще пример. В CMR редко указывают стоимость груза, но иногда она там есть, и это может быть сигналом о том, что стоимость груза является объявленной, то есть перевозчик будет нести ответственность в случае полной утраты груза в размере этой суммы. Без объявления стоимости груза ответственность ограничена конвенцией в размере 8,33 SDR (англ. SpecialDrawingRights, SDR, SDRs — искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ; существует только в безналичной форме в виде записей на банковских счетах, банкноты никогда не выпускались) за 1 кг веса. Это, конечно же, немало, к примеру, за 20 тонн на сегодняшний день это будет около 15 млн рублей, но грузы бывают намного дороже.

В общем, не стоит недооценивать накладную CMR.

Хотите получать интересный и полезный материал о логистике?

Нажимая кнопку "Подписаться", Вы принимаете условия Политики конфиденциальности
Расчёт стоимости грузоперевозки
Вид перевозки
Маршрут следования груза
Описание товара, груза
Нажимая кнопку "отправить", Вы принимаете условия Политики конфиденциальности
* - Поля, обязательные для заполнения
Дата отправления
Информация о Вас
Онлайн-запрос
Нажимая кнопку "отправить", Вы принимаете условия Политики конфиденциальности
* - Поля, обязательные для заполнения
Заявка на обратный звонок
Нажимая кнопку "отправить", Вы принимаете условия Политики конфиденциальности
* - Поля, обязательные для заполнения